«То, что мы измеряем, влияет на то, что мы делаем. Если у нас неверное измерение, мы будем иметь неверные результаты…»

Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии



Ответы на вопросы по тематике обеспечения единства измерений в России

Руководитель Росстандарта отвечает на вопросы метрологических служб и метрологов в России.

Серия вопросов поступила от Ефимова Ивана Никифоровича (Метрологическая служба СТ «Алмазавтоматика» АК «АЛРОСА») по электронной почте с 22 по 24 ноября 2016 г.

  • 17.10.2016 г. опубликован документ ФСА «Политика Росаккредитации по прослеживаемости результатов измерений», который требует калибровать все эталоны и средства измерений аккредитованных в области обеспечения единства измерений организаций. Документ подписан руководителем Росаккредитации и не зарегистрирован Минюстом России и  противоречит, как действующему закону «Об обеспечении единства измерений», так и постановлению Правительства РФ № 734. По тексту «Политики» видно, что документ не согласован с Минпромторгом, который должен определять государственную политику в области обеспечения единства измерений. По информации на сайте ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» имеется документ Р 50.1.108-2016 «Политика ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений», текст которого нигде невозможно найти и нет возможности сравнить тексты двух «Политик». В связи с этим прошу дать разъяснение метрологической общественности страны, которая в данное время должна определить свои расходы на поверку (калибровку) своих эталонов и средств измерений на 2017 год и рассмотреть возможность ознакомить метрологов страны с текстом Р 50.1.108-2016.

Алексей Владимирович Абрамов: Иван Никифорович, все заданные Вами вопросы, действительно, актуальны, так что думаю, спасибо за них скажу не только я, но и многие Ваши коллеги-метрологи.

Политика Росаккредитации по прослеживаемости результатов измерений распространяется только на калибровочные лаборатории и калибровку средств измерений. Соответственно, требования данного документа не распространяются на сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений. Эталоны, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны удовлетворять требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 734.

Политика Росаккредитации по прослеживаемости результатов измерений не является нормативным правовым актом, и ее согласования с Минпромторгом России не требуется.

Рекомендации Р 50.1.108-2016 содержат Политику ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений, являются переводным документом и позволяют специалистам в области обеспечения единства измерений понимать политику этой международной организации по прослеживаемости.

Хочу особо отметить, что оба документа не противоречат друг другу.

Текст рекомендаций Р 50.1.108-2016 находится в открытом доступе на сайте Росстандарта в Федеральном фонде технических регламентов и стандартов, с ним можно ознакомиться в любое время.


  • Об оформлении свидетельства о поверке на многофункциональное СИ. «Порядком проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке», утвержденной приказом Минпромторга от 2.07.2015 г. № 1815, не рассмотрена особенность оформления свидетельства о поверке многофункционального эталона (Э) или СИ, когда он поверяется:

1. разными подразделениями одной поверочной организации,

2. разными поверочными организациями.

В первом случае каждое подразделение поверяет Э (СИ) по своему виду измерений и оформляют одно свидетельство (пример во вложении), при этом указывают метрологические характеристики только по виду измерения оформившего свидетельство подразделения, а от других подразделений прилагают только протоколы поверки. И подписывают свидетельство поверитель и начальник этого подразделения. Такое свидетельство могут признать непригодным специалисты ВНИИМС при аттестации эталона или эксперты по аккредитации. А из содержания п. 7 Порядка следует, что на один Э (СИ) оформляется одно свидетельство. Во втором случае, Э (СИ), если нет поверочной организации, аккредитованной на поверку всех его функций – вообще не поверяется в РФ, т.к. сокращенная поверка по вышеназванному Порядку запрещена, если это не допускается методикой поверки. Прошу разъяснить особенности оформления свидетельства о поверке многофункционального Э  (СИ).

Алексей Владимирович Абрамов: На одно средство измерений по результатам поверки должно выдаваться одно свидетельство о поверке, если результаты поверки предполагается оформлять выдачей свидетельства. Это требование действующего Порядка, утвержденного приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 г. № 1815.

В настоящее время идет подготовка изменений в действующий Порядок. Поднятый в Вашем обращении вопрос будет проработан специалистами и, в случае актуальности оформления нескольких свидетельств по результатам поверки одного средства измерений, такие изменения в Порядок будут подготовлены. Соответствующие указания будут мною даны.

Проблемы, связанные с проведением поверки по сокращенной программе, нам известны – и соответствующие изменения в действующий Порядок готовятся.


  • Об ошибке в описании типа СИ. На поверку принесли преобразователи давления измерительные  VEGABAR 14 с диапазоном измерений 0…16 бар, изготовленные в 2005 г. У поверителя возникает вопрос: является ли данный типоразмер (термин по МИ 2314) средством измерения (СИ) утвержденного типа, т. е. можно ли его поверить? 

Чтобы у поверителя не возникал вопрос о том, что данный типоразмер СИ указан в описании типа данного типа СИ, испытатель должен был потребовать в описание типа СИ включить для данной модификации эти таблицы из РЭ. Являются ли все типоразмеры данной VEGABAR 14, указанные в РЭ, СИ утвержденного типа, т. е. были ли все они представлены на испытания? Должен ли поверитель преобразователи давления измерительные  VEGABAR 14 с диапазоном измерений 0…16 бар, изготовленные в 2005 г., считать СИ утвержденного типа?

Алексей Владимирович Абрамов: Средство измерений является средством измерений утвержденного типа только в том случае, когда оно соответствует утвержденному описанию его типа, включая его метрологические и технические характеристики.

При этом в описании типа приводятся основные характеристики средства измерений. Указать все характеристики при большом числе модификаций не всегда возможно. Поэтому в описании типа обязательно указывается техническая документация, где приведены все характеристики утвержденного типа. Поверитель должен работать не только с описанием типа, но и с технической документацией (руководством по эксплуатации, техническими условиями и др.).

В случае если средство измерений имеет маркировку утвержденного типа, но не соответствует описанию типа, данное средство измерений не является средством измерений утвержденного типа, и поверитель не должен его поверять.

Ответственность за несоответствие средства измерений описанию типа несет изготовитель.

Вы правы: испытатель, а точнее испытательные организации, должны так составлять описание типа, чтобы подобных вопросов и сомнений не возникало. Соответствующие указания по усилению контроля за качеством подготовки документов будут даны.


  • Согласно ГОСТ Р 8.903-2015 «ГСИ. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений»:

13.1.1  Пределы допускаемой относительной ПГ измерений массы брутто нефти и массы нефтепродуктов составляют:

а)  ±0,40 % – при прямом методе статических измерений взвешиванием на весах расцепленных цистерн.

Возникает вопрос: при оснащении нефтебазы современными автомобильными весами, при принятом на нефтебазе алгоритме взвешивания автоцистерн, каково значение предела допускаемой относительной ПГ измерения массы «нетто» нефтепродукта? […] Прошу проверить приведенную здесь оценку предела допускаемой ПГ.

Алексей Владимирович Абрамов: Поднятый Вами вопрос требует детальной проработки. Мною даны указания профильным институтам Росстандарта для рассмотрения и подготовки квалифицированного ответа. Выполнение поручения буду держать под личным контролем.


  • Одним из уставных видов деятельности центров стандартизации и метрологии является проведение оценки состояния измерений в испытательных лабораториях. Работы проводились на основании МИ 2427-97 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях». ФГУП «ВНИИМС» совместно с ФГУП «УНИИМ» в 2016 году разработаны рекомендации МИ 2427-2016 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных, измерительных лабораториях и лабораториях производственного и аналитического контроля», отменяющие действие прежних МИ 2427-97. Пунктом 1.2 МИ 2427-2016 предусмотрена для Исполнителей данных работ (в т.ч. ЦСМ) аккредитация в области обеспечения единства измерений на проведение работ по метрологической экспертизе.

Просим Вас разъяснить:

– Правомочность ФГУП «ВНИИМС» разработки и утверждения МИ 2427-2016, предназначенной для применения государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, без одобрения Росстандарта.

– Правомерность внесения требований об аккредитации Исполнителей работ по оценке состояния измерений в испытательных лабораториях, тогда как в критериях аккредитации, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 326 от 30.05.2014г, требования к юридическим лицам, оказывающим услуги в области проведения оценки состояния измерений испытательных лабораториях, не предусмотрены.

Вопрос поступил от отдела стандартизации ФБУ «Хакасский ЦСМ» по электронной почте 25 ноября 2016 г. в 09:36.

Алексей Владимирович Абрамов: МИ 2427-2016 являются, как и другие методики института, методическим рекомендательным документом, направленным на повышение качества метрологических работ. Методика разработана совместными усилиями двух государственных научных метрологических институтов – ФГУП «ВНИИМС» и ФГУП «УНИИМ», согласована с Росстандартом и рекомендована к применению в подведомственных организациях.

Поскольку работы по оценке состояния измерений не являются обязательными и не подлежат аккредитации, соответственно, на них не распространяются критерии аккредитации, установленные Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326.

Эта методика рекомендована для применения в подведомственных Росстандарту организациях для повышения качества работ по оценке состояния измерений. Соответственно, в ней содержатся рекомендации по привлечению для такого вида работ аккредитованных на метрологическую экспертизу организаций.


  • В приказе Минпромторга №1815 от 02.07.2015 предусмотрено следующее 18. Периодической поверке подвергается каждый экземпляр СИ, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал введенные в эксплуатацию и находящиеся на длительном хранении (более одного межповерочного интервала), подвергаются периодической поверке только после окончания хранения. Периодическую поверку СИ, предназначенных для измерений (воспроизведения) нескольких величин или имеющих несколько поддиапазонов измерений, но используемых для измерений (воспроизведения) меньшего числа величин или на меньшем числе поддиапазонов измерений, допускается на основании письменного заявления владельца СИ, оформленного в произвольной форме, при условии наличия в методике поверки соответствующих указаний.

Когда планируется внести изменения в приказ Минпромторга №1815 от 02.07.2015 г. по разрешению проведения периодической поверки СИ только для величин или поддиапазонов, на которых они применяются, а не по всем величинам и поддиапазонам измерений для которых они предназначены. Наличие п. 18 в данной формулировке привело к тому, что некоторые СИ принимаются только на калибровку, хотя раньше они поверялись, а некоторые СИ вообще отказываются поверять даже в метрологических институтах, так как у них нет полного комплекта эталонов для полной поверки данных СИ по всем величинам и поддиапазонам.

Вопрос поступил от Кострикиной Инны Анатольевны (Пензенская область) по электронной почте 26 ноября 2016 г. в 19:05.

Алексей Владимирович Абрамов: В настоящее время ведется работа по подготовке проекта приказа Минпромторга России по внесению изменений в действующий Порядок. В предлагаемых изменениях сокращенная поверка средства измерений (на меньшем числе поддиапазонов, для сокращенного числа измеряемых единиц величин) будет возможна, но при условии, что это будет технически обеспечиваться методикой поверки. Указания по подготовке соответствующих изменений мною даны.

Мы рассчитываем, что в первой половине следующего года эти изменения Минпромторгом России будут приняты.

12/12/2016